В помощь педагогам

Действия педагогов в конфликтных ситуациях дошкольников.
(рекомендации)

Деятельность педагога при разрешении межличностных конфликтов должна включать следующие стадии:
1.  Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, что подразумевает выявление не только непосредственного повода конфликтной ситуации, но и ее причины, которая нередко маскируется самими участниками конфликта.
2.  Оценка целей конфликтной ситуации:
      -   утверждение личных притязаний,
      -   навязывание своего стиля поведения,
      -   умаление достоинств другой стороны,
      -   корыстные устремления.
Для разрешения конфликтной ситуации воспитателю важно показать детям различия в понимании целей, которые преследовал каждый из детей в ссоре. Чаще всего, эти цели различны, поэтому следует спокойно и сдержанно искать радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации:
      -    применить меры воспитательного воздействия;
      -    выдвинуть определенные жесткие требования;
            -    указать на необходимость придерживаться  установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.
            3.  Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации и использовать меры, направленные на ее прерывание и погашение.
            4.   Педагог должен обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт. Если конфликт сопровождается бурными реакциями, то целесообразно показать детям на конкретных примерах, как высокая напряженность влияет на психологический микроклимат в группе и эмоциональное благополучие других детей.
            5.    Оценка особенностей участников конфликта.
            6.     Возможно, провести диагностическую беседу по следующим примерным вопросам:
1)      Тебе хочется ходить в детский сад? Почему?
2)      С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?
3)      Какие игры ты знаешь?
4)      В какие игры ты умеешь играть?
5)      В какие игры ты любишь играть больше всего?
6)      Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?
7)      Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?
8)      Можно нарушать эти правила?
9)      Как ты думаешь, хорошие или плохие дети в твоей группе? Кто? Почему?
10)  Много ли у тебя друзей в группе?
11)  Если твоего друга (сверстника) накажут, как ты думаешь,, каково ему будет? Почему?
12)  Когда тебя наказывают, какое у тебя бывает настроение, как ты себя чувствуешь?
13)  Если воспитатель хвалит тебя за что-нибудь, какое у тебя бывает настроение?
14)  Если похвалят твоего друга, как ты думаешь, как ты думаешь, что будет чувствовать он?
15)  Бывают ли у тебя конфликты дома с родителями? Как часто?
16)  Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как ты поступишь?
Вопрос номер 9 является провокационным. Так как предполагается, что гуманная позиция – это принятие всех детей и их положительная оценка. Если же ребенок дает отрицательную оценку детям – это свидетельствует о поверхностном, предметно – отношении к сверстникам. Некоторые из вопросов (11, 14) позволяют судить об  уровне сформированности  ребенка о состояниях сверстника, а так же об уровне сформированности представлений о себе.

В случае опасной конфликтной ситуации действия педагога будут следующие:

1.                            Вмешаться в конфликт и прервать акт насилия. В данном случае, возможно разнять противников, прокомментировать происходящее или попытаться отвлечь ссорящихся.
2.                            Оценить обстановку, выяснить кто участвует в конфликте и кто знает, что произошло.
3.                            Оказать помощь пострадавшему.
4.                            Сообщить виновнику, если его вина не подлежит сомнению, о своем неудовольствии.
5.                            Избавиться от «зрителей», если их присутствие осложняет ситуацию.
6.                            Успокоить участников конфликта
            -предложить им несколько раз вдохнуть и выдохнуть;
-   развести их в разные стороны, посоветовав им «охладить пыл» (устроить так, что бы они не могли коснуться друг друга, пока не придут в себя);
-    дать возможность выразить свои эмоции – обиду, злость;                          
расспросить их, что случилось и как они себя чувствуют.
7.                            Когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу.
8.                            Сделать выводы. Какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, должно ли последовать наказание, какие уроки  извлечет виновник, какие внушения должны получить участники конфликта.

Кроме того, в разрешении конфликтов необходимо  учитывать нужды каждого ребенка. Саму конфликтную ситуацию превратить в проблемную, а проблему – в возможность открыть нечто новое.
В конфликте необходимо оценивать сам поступок, а не личность ребенка, высказывать свое мнение так, что бы быть услышанным. Нейтрализовать борьбу за власть, учить управлять эмоциями. А так же формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликтов.
Развивать у детей эмпатию и навыки общения, ведущие к сближению.











Тест "Оцените себя и других".             ( автор Н.С. Смирнов)


Предлагаемый тест позволит определить, готовы ли Вы к встрече с трудными, конфликтоопасными ситуациями, не являетесь ли сами источником некоторых конфликтов.

В этом тесте 13 вопросов. Отвечать на них нужно, выбирая один из трёх вариантов: «да», «и да, и нет», «нет».
1. Много ли у Вас друзей?
2. Всегда ли можете поддержать беседу в обществе друзей?
3. Можете ли преодолеть замкнутость, стеснительность в общении с людьми?
4. Бывает ли Вам скучно наедине с собой?
5. Всегда ли можете найти тему для разговора при встрече со знакомыми?
6. Можете ли скрыть раздражение при встрече с неприятным человеком?
7. Всегда ли умеете скрыть плохое настроение, не срывая злость на близких?
8. Умеете ли сделать первый шаг к примирению после ссоры с другом?
9. Можете ли удержаться от резких замечаний при общении с близкими людьми?
10. Способны ли идти в общении на компромисс?
11. Умеете ли в общении ненавязчиво отстаивать свою точку зрения?
12. Воздерживаетесь ли в разговоре от осуждения знакомых в их отсутствие?
13. Если узнали о чём-то интересном, возникает ли желание рассказать об этом друзьям?


 Обработка результатов
За каждый ответ «да» начислите 3 очка, за ответ «и да, и нет» — 2 очка, за ответ «нет» — одно очко. Затем суммируйте все очки.
 От 30 до 39 очков. Вы человек общительный, испытывающий большое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми. Вы интересны в общении, часто бываете душой общества, друзья и знакомые ценят Вас за умение выслушать, понять, дать совет. Но не переоценивайте своих возможностей — ведь Вас могут посчитать болтуном. Будьте внимательным собеседником, следите за реакцией партнёров, старайтесь не быть навязчивым.
 От 20 до 29 очков. Вы человек в меру общительный, но в общении испытываете некоторые затруднения. Друзей у вам немного, со знакомыми не всегда получается находить общий язык. Иногда в разговоре Вы бываете несдержанны, неуравновешенныю Следует быть более искренним, внимательным, доброжелательным к своим собеседникам. Кроме того, желательно преодолеть некоторую неуверенность в себе.
 Менее 20 очков. Вы человек стеснительный, замкнутый, в кругу знакомых в основном отмалчиваетесь, в общении с людьми предпочитаете одиночество. Однако это вовсе не означает, что у Вас совсем нет друзей и знакомых. Вполне вероятно, они ценят Вас за умение выслушать, понять, простить. Ну, а если Вам хочется свободно высказать свою точку зрения, спорить на равных, стать интересным собеседником, необходимо тренироваться в преодолении своей застенчивости, стараться быть искренним в споре, активно поддерживать беседу — вообще развивать и совешенствовать навыки общения. Кроме того, возможно, Вы слишком критически относитесь к себе, к своим знаниям, умениям, способностям.